Функции побочной партии

Побочная партия — добавочный тематический им­пульс зоны т на уровне экспозиции, обладающий об­разной самостоятельностью, структурной завершенно­стью. Это второе «действующее лицо» сонатной формы. Функции ее темы таковы:

1. Тема, возникающая в результате предшествующе­го ей развития. Благодаря этому побочная партия несет на себе те или иные следы воздействия тем, прозвучав­ших до нее.

2. Тема, драматургически противопоставляемая теме главной партии.

3. Тема образно-неустойчивая, склонная к постепен­ным или внезапным переломам в своем развитии.

4. Тема, допускающая существование других тем этой же функции.

Побочная партия в силу основного противоречия сонатной формы особенно взрывчата, она обладает не­исчерпаемыми возможностями для образования всякого рода очагов неустойчивости Функции побочной партии. Однако центробежные тен­денции в ней, в классических по стилистической направ­ленности образцах, обычно уравновешиваются центро­стремительными, ведущими к ее устойчивому заверше­нию. Лишь в более поздние эпохи разработочная зона

внутри побочной партии перерастает в общую разра­ботку.

Описанные закономерности modus vivendi побочной партии родились в условиях действенности сонатного allegro венских классиков. В ином жанрово-стилисти­ческом контексте, в музыке повествовательного харак­тера на принцип переключения функций действует его антагонист — принцип отключения функций, и побоч­ная партия может начаться так, как будто это незави­симый, самостоятельный раздел (сонатная форма у Грига).

Выяснение «баланса» во взаимодействии этих двух противоположных функциональных Функции побочной партии принципов играет большую роль в функциональном анализе. Это имеет отношение не только к сонатной, но и к другим фор­мам.


documentaxiwtbd.html
documentaxixall.html
documentaxixhvt.html
documentaxixpgb.html
documentaxixwqj.html
Документ Функции побочной партии