Иудаизм как нравственная концепция.

Иудаизм как нравственная концепция.

В чём же нравственный смысл иудаизма, благодаря которому Ветхий Завет приобрел поистине всемирно-историческое значение?

Прежде всего, в том, что иудаизм, в противоположность другим античным религиям, включил в своё содержание новую этику отношений человека со своими ближними.

Греки заложили в общий европейский дом философско-эстетический краеугольный камень, римляне – политико-правовой, евреям же принадлежит религиозно-этическая концепция.

Гуманизирующая функция ветхозаветной этики заключается в диалектическом единстве понятий «святое», «божественное» и «человеческое», так как Человек, как единственный смысл Акта Творения и его Цель, всегда неразрывно связан с Источником Творения. В иудаизме святость подразумевает не пассивность и смирение, уединение от мирской повседневности, но обязательство Иудаизм как нравственная концепция. ещё более активного включения в проблемы человеческого общества с целью внедрения святости в реальную жизнь.

В частности, в хасидизме, эта концепция выразилась в кабалистическом представлении об искрах Первичного Божественного Света (Галаат-Га-Ницоцот), рассеянных по земле при создании Мира. И цель человеческой Цивилизации – найти и распознать их в клипе (шелухе) повседневности, собрав вновь воедино.

Понятие веры в иудаизме не означает слепого повиновения или некритического принятия предмета веры: верующим разрешается спорить и не соглашаться с Богом. Иудей не имеет посредников в своём общении с Творцом и вполне ощущает себя существом, созданным по образу и подобию Божьему, сыном Бога и целью Его Иудаизм как нравственная концепция. промысла. Этика иудаизма, вытекающая из активной нравственной позиции, подразумевает сопротивление злу и проявление «святого недовольства» неправдою и несовершенством существующего мира, без упования на будущую – «небесную» жизнь.

Высшие ценности этики иудаизма затрагивают не только отношения межличностные и с Богом, но и отношения между народами. Служение в качестве «святого народа» отражено в историческом сознании евреев, входит в число ценностей и идеалов еврейской цивилизации и основано не на высокомерии и привилегиях, а на более высокой моральной ответственности и социальном долге. Ветхий Завет говорит об этом: «только вас призвал Я изо всех народов Земли, поэтому и больше взыщу с вас за Иудаизм как нравственная концепция. все грехи ваши».

С другой стороны, даже самый поверхностный анализ, приводит любого исследователя к однозначному выводу: появление такого систематизированного и многопланового собрания как ТаНаХ, в то время, было бы невозможно без наличия у его апологетов цивилизации с достаточно высоким уровнем производственно-технических, экономических, социально-культурных отношений, опирающихся, у тому же, на новую нравственность.

Такое характерное явление того времени, как рабство, так же рассматривалось Торой с весьма передовых гуманистических позиций, не потерявших актуальности и в наши дни.

Принуждение, попавшего в зависимость человека, к труду, отнюдь не исключало заботу хозяина о его здоровье и других аспектах существования. Сам срок принудительного обращения не Иудаизм как нравственная концепция. превышал 6 лет. Кроме этого, законодательные акты были направлены на максимальную реализацию личной свободы пострадавшего, исключая его унижение или иное негативное воздействие на свободу воли. Запрещалось применять рабов на тяжелых или бессмысленных работах. С другой стороны, в частности, питание раба и членов его семьи осуществлялось той же пищей, что употреблялась его хозяином. По отношению к соплеменникам, в Торе такой работник назывался «сахир», то есть, «наёмный». В случае, если раб, после истечения срока, отказывался уходить от хозяина (что было очень распространенным явлением), это рассматривалось как потеря им самостоятельности и служило предметом судебного разбирательства. Такой процесс нередко оканчивался процедурой прокалывания шилом уха упрямцу Иудаизм как нравственная концепция., дабы внушить ему, что единственным его хозяином является Творец. После чего, он мог оставаться у хозяина до пятидесятого года, по наступлению которого освобождался принудительно.



Ветхий Завет, конкретизирующий идею социальной справедливости через предписания 613 Заповедей, впервые установил приоритет морально-этических норм в еврейском мироощущении и понимании, заложив базис будущей повседневной этики для всех народов, взявших его за основу своих нравственных кодексов. Прикладное, а отнюдь не абстрактное влияние этого наследия, выразилось, в частности, в абсолютизации функции образования как решающего средства воспитания законопослушного и морально ответственного члена общества.

Выражение: «Невежда не может быть праведным» на тысячелетия определило отношение евреев к процедуре обучения Иудаизм как нравственная концепция.. При этом, именно Тора стала тем универсальным средством общения между теми, кто обладал необходимым знанием (Меламед), и теми, кто его был пока лишен (Ученик). Процесс передачи такого знания и поныне взведён в ранг высших ценностей и задач еврейского общества. Развитие потенциала этого общества через образование приоритетно по отношению к модернизации других социальных функций: государственных и административных.

Иудеи верят, что реализация их образовательной миссии имеет непреходящее значение для всего человечества, и, что важно, вполне осуществима. Этот оптимизм проявляется, например, в ответе еврея на вопрос: «Как дела?» Ответ звучит: «Коль ийе тов!» - «Всё будет хорошо!»

Другими словами – достижение успеха реально Иудаизм как нравственная концепция. и всегда находится во власти человека. Насколько «обветшало» такое утверждение?


documentaxismcn.html
documentaxistmv.html
documentaxitaxd.html
documentaxitihl.html
documentaxitprt.html
Документ Иудаизм как нравственная концепция.