СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 65 страница

Удовлетворенность работой - престижность работы в сфере муниципального управления, чувство безопасности, уверенности. Методы измерения этого показателя основаны на определении степени соответствия представлений работников о социально-психологических условиях с фактическими условиями.

Внедрение инноваций отражает реальное использование новых достижений в области организации управления для достижения поставленных целей.

Измерителями эффективности муниципального управления могут быть: общая социальная эффективность, эффективность организации муниципального управления и эффективность системы муниципального управления. В качестве измерителя общей социальной эффективности муниципального управления выступает динамика уровня и качества жизни населения с учетом сделанных выше оговорок. Два других могут быть разложены на отдельные компоненты (табл. 8.7.1).

Таблица 8.7.1

Эффективность муниципального управления

Виды эффективности

Содержание отдельных видов
эффективности

Общая социальная
эффективность

Уровень и СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 65 страница качество жизни
населения

Эффективность
организации
муниципального
управления

1. Содержание и организация
процесса управления.
2. Рациональность организационной
структуры.
3. Организационно-технический
уровень системы муниципального
управления

Эффективность
системы
муниципального
управления

1. Степень достижения основных
целей муниципального управления.
2. Сочетание потребностной,
результативной и затратной
эффективности (пояснения см. ниже).
3. Эффективность каждой подсистемы,
входящей в систему муниципального
управления

Определение эффективности организации

муниципального управления

Показатели, используемые при оценке эффективности организации муниципального управления, представлены на рис. 8.7.2.

┌──────────────┐

│ Показатели │

└───────┬──────┘

┌───────────────────┼─────────────────────────┐

┌────────┴────────┐┌─────────┴───────────┐┌────────────┴──────────────┐



│ Характеризующие ││ Характеризующие ││ Характеризующие │

│ эффективность ││ рациональность ││ эффективность │

│ процесса ││ организационной ││организационно-технического│

│ управления ││структуры управления ││ уровня системы управления │

└─┬───────────────┘└┬────────────────────┘└┬──────────────────────────┘

│┌──────────────┐ │┌───────────────────┐ │┌─────────────────────────┐

├┤ Расходы на │ ├┤ Звенность системы │ ├┤ Уровень разделения │

││ управление │ ││ управления │ ││ труда служащих │

│└──────────────┘ │└───────────────────┘ │└─────────────────────────┘

│┌──────────────┐ │┌───────────────────┐ │┌─────────────────────────┐

││Производитель-│ ││ Уровень │ ├┤ Уровень технологичности │

├┤ность аппарата│ ├┤ централизации │ ││ управления │

││ управления │ ││функций управления │ │└─────────────────────────┘

│└──────────────┘ │└───────────────────┘ │┌─────────────────────────┐

│┌──────────────┐ │┌───────────────────┐ ││ Уровень контроля СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 65 страница │

││ Экономичность│ ││ Принятые нормы │ ├┤ за исполнением │

├┤ аппарата │ ├┤ управляемости │ ││ управленческих решений │

││ управления │ │└───────────────────┘ │└─────────────────────────┘

│└──────────────┘ │┌───────────────────┐ │┌─────────────────────────┐

│┌──────────────┐ ││Сбалансированность │ ││ Уровень планирования │

││ Адаптивность │ └┤ прав и │ ├┤ деятельности служащих │

├┤ системы │ │ ответственности │ │└─────────────────────────┘

││ управления │ └───────────────────┘ │┌─────────────────────────┐

│└──────────────┘ ┌───────────────────┐ ││ Уровень числа служащих, │

│┌──────────────┐ │ Уровень │ ├┤ текущие результаты │

││ Гибкость │ │ технической ├─┤│ которых постоянно │

├┤ системы │ │ вооруженности │ ││ оцениваются │

││ управления │ │ служащих │ │└─────────────────────────┘

│└──────────────┘ └───────────────────┘ │┌─────────────────────────┐

│┌──────────────┐ ┌───────────────────┐ ││ Уровень стабильности │

││ Оперативность│ │ Уровень │ ├┤ кадров │

││ принятия │ │ организации ├─┤└─────────────────────────┘

├┤управленческих│ │ профессиональной │ │┌─────────────────────────┐

││ решений │ │подготовки служащих│ ├┤ Уровень дис- │

│└──────────────┘ └───────────────────┘ ││ циплинированности кадров│

│┌──────────────┐ ┌───────────────────┐ │└─────────────────────────┘

││ Надежность │ │ Уровень работы │ │┌─────────────────────────┐

└┤ аппарата │ │ с обращениями ├─┤│ Уровень организации │

│ управления │ │ граждан │ └┤ рабочих мест служащих │

└──────────────┘ └───────────────────┘ └─────────────────────────┘

Рис. 8.7.2. Показатели эффективности организации

муниципального управления

Они могут быть разделены на три группы. Первая характеризует эффективность процесса управления, т.е. соотношение затрат и результирующих показателей управленческого труда. В качестве затрат на управление могут применяться такие легкоизмеряемые показатели, как СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 65 страница текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления.

Результирующие показатели процесса управления могут оцениваться как количественно, так и качественно и использоваться в качестве критериев эффективности, когда организационная структура изменяется в направлении улучшения одного или группы показателей без изменения (ухудшения) остальных.

Производительность аппарата управления может определяться объемом выработанной в процессе управления информации. Под экономичностью аппарата управления понимаются относительные затраты на его функционирование (например, удельный вес затрат на содержание аппарата управления).

Адаптивность системы управления определяется ее способностью эффективно выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий. Чем шире СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 65 страница этот диапазон, тем более адаптивной считается система. Гибкость системы управления характеризует возможность органов управления изменять в соответствии с возникающими задачами свою роль в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности.

Оперативность принятия управленческих решений характеризует своевременность выявления управленческих проблем и скорость их решения, которая обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных управленческих процессов.

Надежность аппарата управления в целом характеризуется безотказным функционированием, т.е. способностью обеспечивать выполнение заданий в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов. Для оценки надежности аппарата управления и его подсистем могут использоваться уровень выполнения плановых заданий, соблюдение утвержденных нормативов и отсутствие СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 65 страница отклонений при исполнении указаний.

Вторая группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры управления, рассмотрена в разделе 8.1. Для оценки рациональности организационной структуры управления большое значение имеет ее соответствие объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объему и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления техническими средствами.

Третья группа показателей, характеризующих эффективность организационно-технического уровня системы муниципального управления, может быть представлена в виде формулы:

Эоту = (К1 + К2 + К3 + К4 + К5 + К6 + К7 + К8 + К9 + К10 + К11) / 11,

где Эоту - эффективность организационно-технического уровня системы муниципального управления;

К1 - уровень разделения труда служащих;

К СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 65 страница1 = С1 / С,

где С1 - число служащих, действующих на основе должностных инструкций;

С - общее число служащих;

К2 - уровень технологичности управления;

К2 = Ф1 / Ф,

где Ф1 - число функций органа или структурного подразделения, на выполнение которых имеются инструктивные или методические материалы;

Ф - общее число функций органа или структурного подразделения;

К3 - уровень контроля исполнения управленческих решений;

К3 = Р1 / Р,

где Р1 - число контролируемых решений за определенный период;

Р - общее число решений за тот же период;

К4 - уровень планирования деятельности служащих;

К4 = Сп / С,

где Сп - число служащих, работа которых планируется в данном периоде;

С - среднесписочный состав служащих;

К5 - уровень числа служащих, текущие результаты которых СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 65 страница постоянно оцениваются;

К5 = Со / С,

где Со - число служащих, текущие результаты которых постоянно оцениваются;

С - общее число служащих;

К6 - уровень стабильности кадров;

К6 = 1 - С2 / С,

где С2 - число служащих, уволенных за год;

С - общее число служащих;

К7 - уровень дисциплинированности кадров;

К7 = 1 - С3 / С,

где С3 - число служащих, получивших за год дисциплинарные взыскания;

С - общее число служащих;

К8 - уровень организации рабочих мест служащих;

К8 = 1 - С4 / С,

где С4 - число служащих, рабочее место которых соответствует требованиям научной организации труда на площади, оснащенной в соответствии с условиями труда;

С - общее число служащих;

К9 - уровень технической вооруженности служащих;

К9 = 1 - С СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 65 страница5 / С,

где С5 - число служащих, использующих персональные компьютеры;

С - общее число служащих;

К10 - уровень организации профессиональной подготовки служащих;

К10 = 1 - С6 / С,

где С6 - число служащих, прошедших профессиональную подготовку за год;

С - общее число служащих;

К11 - уровень работы с обращениями граждан в органы муниципального управления;

К11 = 1 - О1 / О,

где О1 - число обращений граждан за определенный период, по которым приняты решения в установленные сроки;

О - общее число обращений граждан за тот же период.

Определение эффективности системы муниципального управления

Для оценки эффективности системы муниципального управления могут использоваться следующие методы.

1. Оценка степени достижения основных целей муниципального управления.

Эффективность системы муниципального управления по данному методу рассчитывается по формуле СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 65 страница:

Эц = Кув x Куж x Кунпч

Эц - обобщенный коэффициент достижения целей системы муниципального управления.

Кув - коэффициент уровня выживания населения соответствующего муниципального образования. Характеризует условия выживания, сложившиеся в результате деятельности органов муниципальной власти, действующих на территории муниципального образования. Этот показатель определяется как отношение числа родившихся на территории муниципального образования за оцениваемый период к числу умерших к отношению числа родившихся в предыдущий период к числу умерших граждан в муниципальном образовании за тот же период. Если это отношение больше 1, то на территории муниципального образования деятельность муниципальных органов власти дала положительный результат.

Куж - коэффициент уровня жизни населения на соответствующей территории. Определяется как отношение величины СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 65 страница денежной суммы прожиточного минимума за период оценки к аналогичному показателю за предыдущий период. Если это соотношение больше 1, то деятельность муниципальных органов власти дала положительный результат.

Кунпч - коэффициент уровня нарушений прав человека в соответствующем муниципальном образовании за определенный период. Этот показатель определяется отношением количества случаев нарушения прав человека, юридически установленных органами власти, за предыдущий и оцениваемый периоды. Если он больше 1, то деятельность органов муниципальной власти дала положительный результат.

2. Метод соотношения потребностной, результативной и затратной эффективности.

Нередко считают, что отношение достигнутых результатов к поставленной цели (целевая эффективность) и отношение ресурсов к этим результатам (затратная и ресурсная эффективность) исчерпывают эффективность СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 65 страница управления. Тем не менее недостаточно различать эффективность результативную (целесообразную) и экономическую (затратную). Недостаточно говорить о целесообразности и результативности затрат. Необходим еще и анализ обоснованности самих целей деятельности, т.е. эффективности муниципальной деятельности с точки зрения соответствия ее целей нормативным идеалам и ценностным нормам, принимаемым местным сообществом на определенном этапе его развития. Эта эффективность названа потребностной.

Комплексному понятию эффективности соответствует выражение:

Эк = П / Ц x Ц / Р x Р / З.

Потребностной эффективности (отношение целей к потребностям, идеалам и нормам) соответствует формула:

Эп = П / Ц.

Результативная эффективность (отношение достигнутого результата к преследуемым целям) измеряется с помощью выражения:

Эр = Ц / Р.

Наконец СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 65 страница, для определения затратной эффективности (отношение затрат к достигнутым результатам) используется формула:

Эз = Р / З.

3. Метод оценки эффективности системы муниципального управления на основе оценки эффективности управления в каждой входящей в нее подсистеме.

Задача сводится к решению частных задач оценки эффективности системы управления в отдельных сферах муниципальной деятельности и выведению совокупной оценки на основе рейтинговых значений важности отдельных сфер. Рейтинговые значения в каждом случае могут быть определены экспертно, исходя из степени остроты отдельных проблем в конкретном муниципальном образовании и в определенный период времени.

Таким образом, эффективность муниципального управления - многогранное понятие. Она может быть измерена только системой показателей. Для измерения эффективности муниципального управления требуется СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 65 страница совокупность нескольких методических подходов, при каждом из которых эффективность имеет свое качественное содержание. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо обосновать и разработать систему критериев и показателей, которая по своей сложности соответствовала бы сложности самого объекта управления. При этом наряду с локальными и частными критериями, отражающими отдельные стороны и уровни управления, необходимы обобщающие критерии и интегрированные показатели эффективности.

Вопросы для самоконтроля

1. Для чего необходимо измерять и оценивать эффективность муниципального управления?

2. В чем состоят сложности измерения и оценки эффективности муниципального управления?

3. Может ли показатель изменения качества жизни населения служить показателем эффективности муниципального управления и в какой мере?

4. Какие показатели СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 65 страница могут быть использованы для оценки эффективности отдельных компонентов муниципального управления?

Литература к главе 8

1. Бабун Р.В., Старченко Е.Н. Организационные структуры администраций городов: проблемы оптимизации // Городское управление. 2003. N 5.

2. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент, справочное пособие. М.: ИНФРА-М, 2002.

4. Калиниченко Л.А. Муниципальное управление: организационные основы. М.: Логос, 2001.

5. Мусинова Н.Н., Семкина О.С. Организация и кадровое обеспечение муниципального управления. М.: ГУУ, 1999.

6. Пенюгалова А.В. Методологические основы и опыт применения информационной базы местного сообщества. Краснодар: КубГУ, 2005.

7. Профессионально-этический кодекс муниципального служащего. Красноярск СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 65 страница: Красноярский исследовательский центр, 2000.

8. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону: РостИздаТ, 2001.

9. Реорганизация структур муниципального управления. М.: ИМС, 1998.

10. Шумянкова Н.В. Муниципальное управление: Учебное пособие. М.: Экзамен, 2004.

11. Эффективность государственного управления: Пер. с англ. / Под ред. С.А. Батчикова и С.Ю. Глазьева. М.: Фонд "За экономическую грамотность"; Российский экономический журнал; АО "Консалтбанкир", 1998.

Глава 9. ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В ГОРОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

9.1. Специфика и законодательная база организации

местного самоуправления в городах федерального значения

Специфика управления крупнейшими и столичными городами

Москва и Санкт-Петербург являются мегаполисами со всеми присущими им особенностями:

- многомиллионным населением;

- высоким уровнем ежесуточной внутригородской и пригородной миграции;

- средоточием общефедеральных СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 65 страница государственных, общественных и политических структур;

- наличием крупнейших систем жизнеобеспечения федерального значения (железнодорожные, автомобильные и авиационные узлы, центры управления энергетическими системами и др.);

- наличием большого количества иностранных посольств и представительств.

Москва и Санкт-Петербург - крупнейшие научные и культурные центры страны. При этом Москва - столица современной России, а Санкт-Петербург - бывшая столица Российской империи.

Специфика организации городского хозяйства и жизнедеятельности населения городов федерального значения определяет их особенности как объектов управления (рис. 9.1.1).

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Особенности │

└┬────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐

├┤ Значительная неравномерность размещения объектов социальной │

││ и производственной инфраструктуры │

│└───────────────────────────────────────────────────────────────┘

│┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐

││ Огромные освоенные территории с развитым взаимосвязанным │

├┤ расселением, т.е. связями между местами труда и проживания │

Дата добавления: 2015-11-04; просмотров: 2 | Нарушение авторских прав


documentaxiinft.html
documentaxiiuqb.html
documentaxijcaj.html
documentaxijjkr.html
documentaxijquz.html
Документ СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 65 страница